Дата обновления статьи 20 мая 2024
Понятие «стеллаж» означает вид мебели для хранения, который используется как в быту, так и на коммерческих предприятиях, в производственных помещениях. Это полки, изготовленные из древесины, металла или пластика, прикрепленные к вертикальным стойкам. Чтобы выпустить товар в оборот в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), предприниматель обязан подтвердить его соответствие установленным нормам безопасности.
Нужен ли сертификат на стеллажи?
Мебель для хранения является объектом применения технического регламента ТР ТС 025/2012, который обеспечивает безопасность мебельной продукции. Стеллажи проходят обязательную оценку в одном из двух форматов:
- сертификация – нужна для мебели, которая изготовлена специально для детей, предусмотрена для установки дома или детсадах, яслях, школах, детских лагерях и т. п.;
- декларирование – выполняется во всех прочих случаях.
Положения ТР ТС 025/2012 не применяются в отношении товаров, которые были в употреблении, подверглись ремонту, расцениваются как выставочные экспонаты или антиквариат, предназначаются специально для ведомственных или медицинских целей.
Для деревянных, металлических, полок и шкафов, оборудования для хранения, в составе которого присутствует подсветка или иные электрические элементы, дополнительно применяются следующие техрегламенты:
004/2011 — безопасность электрооборудования низковольтного вида;
020/2011 — электромагнитная совместимость приборов.
Разрешительная документация оформляется для серийного производства (не более чем на 5 лет) или для партии (срок действия не устанавливается). Количество деклараций / сертификатов, необходимых предпринимателю, зависит от того, в помещениях какой функциональной направленности предполагается установка моделей из его ассортимента. Например, на складские и книжные стеллажи для дома требуются две разные декларации.
Необходимые документы для сертификации стеллажей
Чтобы сертифицировать / декларировать мебель, предпринимателю надо собрать комплект документов, в который входят следующие позиции:
- надлежащим образом оформленная заявка;
- копии свидетельств ИНН, ОГРН / ОГРН ИП;
- копии учредительной документации;
- карточка организации — реквизиты;
- техническое описание мебели (включает сведения о ее свойствах, функциональности, сырьевом составе и т. д.);
- код ТН ВЭД для товара;
- образец маркировочной надписи;
- образцы для исследований;
- инструкция по сборке, если конструкции выпускаются сборными-разборными;
- иное (по необходимости).
Если производство находится в России, то заявителю надо предоставить нормативный документ (НД), где прописано, каким требованиям должна отвечать продукция, как предприятие контролирует ее качество и подготавливает товар к продаже. Фирмы / ИП вправе купить официальную копию госстандарта и работать по нему. Например, ГОСТ 16371-2014, ГОСТ Р 55525-2017. Если ГОСТ не подходит, то нужно разработать персонализированный стандарт организации – технические условия (ТУ).
Если инициатором оценочных процедур является импортер, то предоставляется договор уполномоченного лица (ДУЛ) или соглашение о приобретении одной партии, инвойсы, ГТД.
Порядок сертификации стеллажей
Обязательные оценки предполагают, что образцы продукции поступают с РФ-предприятия или ввозятся из другого государства по специально существующей таможенной процедуре.
Согласно ТР ТС 025/2012, проверяют такие виды безопасности товара, как:
- Механическая – это проверка размеров и веса системы хранения, устойчивости к износу, надежности прикрепления полок к опорам, устойчивости конструкции, отсутствие травмоопасных элементов.
- Санитарная – это отсутствие в составе веществ I и II класса опасности, выделение токсичных летучих элементов, напряжение электротока, интенсивность запаха, радиологическая безопасность. Для детских изделий дополнительно проверяется устойчивость к влажной обработке.
- Электрическая – изучается только для конструкций с электроэлементами. Это оценка изоляции элементов, защиты от электротока, износостойкости, пожаробезопасности изделий, стойкости к воздействиям извне и т. д.
Выявленные лабораторией данные вносят в официальные документы – протоколы испытаний (ПИ). Их количество зависит от числа материалов, из которых произведена мебель. В ПИ обязательно должны присутствовать все показатели, предусмотренные ТР ТС 025/2012, иначе разрешительный документ могут признать недействительным.
Регистрацию декларации выполняют через специальный сервис, вход в который организован через учетную запись юридического лица на Госуслугах. Для процедуры компании / ИП предварительно необходимо оформление электронной подписи.
Добровольная сертификация стеллажей
Когда обязательные процедуры подтверждения безопасности завершены, изготовителями / дистрибьюторами организуется добровольная сертификация стеллажей. В процессе добровольной оценке удостоверяется, что товар отвечает определенным показателям из ГОСТ или ТУ предприятия. Например, допустимо проверить следующие характеристики мебели для хранения:
- выдерживаемые нагрузки;
- сырьевой состав;
- размеры и массу;
- долговечность;
- прочностные показатели;
- прочее.
Особенность процедуры заключается в том, что список подтверждаемых свойств продукции составляет сам заявитель. При этом можно удостоверить даже те особенности, о которых не говорится в ТР ТС 025/2012.
Сертификат качества предоставляется на срок до 3 лет, владелец, получает право применять отличительные знаки добровольной системы сертификации на товаре. Добровольное освидетельствование помогает укрепить доверие потребителей к товару, способствует наращиванию оптовых и розничных продаж.
Если предприниматель планирует участие в тендерах, работу по государственным и муниципальным контрактам, то целесообразно оформить еще один добровольный документ – экспертное заключение. Оно предоставляется бессрочно, подтверждает гигиеническую безопасность мебельной продукции.
Остались вопросы? Эксперты центра «Петербург Сертификация» помогут разобраться в требованиях законодательства, пройти необходимые оценочные процедуры.