Дата обновления статьи 25 июля 2024
Сигарета — изделие в виде бумажной трубки, заполненной курительным табаком. Для реализации такой продукции требуется разрешительный документ, подтверждающий ее безопасность для потребителя.
Нужен ли сертификат на сигареты
Чтобы легально торговать табачной продукцией на территории ЕАЭС, обязательно нужно зарегистрировать декларацию о соответствии техническому регламенту — ТР ТС 035/2014.
Важно! Согласно КоАП РФ отсутствие обязательного разрешительного документа ведет к штрафам, конфискации товара и временному запрету на предпринимательскую деятельность.
Декларированию также подлежат безникотиновые и никотинсодержащие жидкости для электронных сигарет, а также одноразовые электронные системы доставки никотина (ЭСДН). Процедура регламентирована Федеральным законом РФ № 15 от 23.02.2013 и Постановлением Правительства № 2425 от 23.12.2021. Данная декларация легализует продажу товара в России.
Кроме декларации, у российских изготовителей должен быть нормативный документ, по которому производятся сигареты. Предприятия могут работать по ГОСТ 3935-2000. Но если стандарт нуждается в уточнении, разрабатывают технические условия (ТУ), в которых указывают требования:
- к сырью;
- рецептуре;
- размерам;
- упаковочным материалам;
- содержанию этикетки;
- условиям хранения;
- правилам перевозки.
ТУ утверждает руководитель предприятия. Чтобы защитить права на разработанный нормативный документ, проводят его регистрацию в реестре.
Важно! Перед вводом в обращение сигареты обязательно маркируют в системе “Честный знак”. Процедура предотвращает появление на российском рынке контрафактной табачной продукции.
Сертификат на сигареты можно оформить только добровольно, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей к качественным характеристикам товара.
Порядок декларирования сигарет по ТР ТС
Табачную продукцию декларирует изготовитель или уполномоченное им лицо, зарегистрированное на территории одной из стран ЕАЭС.
Партию сигарет декларируют по схеме 4д, серию — по схеме 3д или 6д. Применять схему 6д заявитель может в том случае, если на производстве функционирует сертифицированная система менеджмента качества (СМК).
Для оформления декларации нужно получить протокол испытаний (ПИ) не менее 40 пачек сигарет (можно россыпью). Экспертизу должна проводиться специалистами аккредитованной лаборатории. Товар исследуют:
- на отсутствие запрещенных веществ, ароматических и вкусовых добавок, указанных в приложении к регламенту;
- содержание смолы и никотина;
- содержание монооксида углерода в дыме.
В процессе декларирования проверяют и маркировку. Упаковка должна содержать сведения о продукции и производителе, предупреждающие надписи о вреде курения, единый знак “ЕАС”, специальные акцизные марки. На упаковке указывают наименование продукции, наличие фильтра, количество штук в пачке, дату изготовления и т. п.
Если показатели изделий, зафиксированные в ПИ, соответствуют нормам безопасности, заявитель заполняет и регистрирует декларацию. Стандартный срок действия разрешительного документа составляет 3 года, по схеме 6д — 5 лет.
В процессе декларирования по требованиям ПП РФ № 2425 продукцию проверяют на соответствие государственным стандартам. Никотинсодержащие, безникотиновые жидкости для электронных сигарет и ЭСДН оценивают по ГОСТ 58109-2018 на наличие порционной упаковки или флакона, отсутствие протечек, полноту и достоверность маркировки.
Необходимые для декларирования документы
Для оформления декларации заявитель загружает в личный кабинет на сайте Росаккредитации:
- сканы регистрационных документов заявителя;
- наименование и код ТН ВЭД на товар;
- копии ГОСТа / ТУ, которые применяются на производстве;
- документы на производственные площади (для предприятий из РФ);
- шаблон упаковки;
- ПИ образцов;
- контракт на поставку и товаросопроводительную документацию на партию изделий;
- сертификат СМК (при декларировании по схеме 6д).
На документах заявитель ставит квалифицированную электронную подпись (КЭП).
Добровольная сертификация сигарет
После оформления обязательной декларации на табачные изделия можно получить добровольный сертификат. Этот документ на срок до 3 лет выдают органы по сертификации, которые аккредитованы в системе добровольной сертификации (СДС).
Добровольная сертификация сигарет позволяет выделить актуальные для потребителей показатели качества, так как критерии для оценки изделий на соответствие ГОСТу / ТУ в аккредитованной лаборатории выбирает заявитель. Например, эксперты могут проверить:
- сорт табака;
- форму сигарет;
- наличие фильтрующего мундштука;
- длину сигарет и фильтра;
- влажность табака;
- массовую долю пыли;
- аромат и вкус.
Добровольно на продукцию также допустимо получить экспертное заключение Роспотребнадзора. Оно подтверждает гигиеничность товара и действует бессрочно.
В СДС проходит и сертификация СМК на соответствие стандарту ИСО 9001. Сертификат свидетельствует о том, что в компании внедрена система управления качеством. Она позволяет предприятию выпускать качественные изделия, учитывая производственные риски и соблюдая технологию изготовления.
Добровольная сертификация позволяет протестировать товар по дополнительным показателям, которые не входят в обязательные проверки. Это способствует росту потребительского спроса. Наличие сертификата качества — одно из условий участия в тендерных процедурах.
Как получить сертификат на сигареты
Оформление разрешительной документации на сигареты можно доверить экспертам центра «Петербург Сертификация». Эксперты помогут идентифицировать товар, организуют лабораторные испытания образцов, разработают ТУ. ЦС «Петербург Сертификация» гарантирует легитимность процедур по оценке качества и безопасности табачной продукции. Эксперты консультируют бесплатно.