Дата обновления статьи 23 декабря 2023
В России осуществляет деятельность множество автосервисов и станций технического обслуживания (СТО), которые занимаются ремонтами, техобслуживанием автомобилей и других транспортных средств. Задача каждого бизнесмена – заявить о себе, как о надежной фирме, которая заботится о качестве услуг, выделиться среди конкурентов. В решении этих задач поможет сертификация услуг автосервиса.
Сертификация является процедурой, предназначенной для подтверждения соответствия деятельности компании требованиям, установленным стандартами. Сертифицировать услуги можно только добровольно – обязательная оценка не предусмотрена законодательством. Однако оформление сертификата дает предприятию много конкурентных преимуществ.
Для чего нужен сертификат на СТО
Добровольная сертификация СТО нужна, если предприниматель заинтересован в развитии своего бизнеса, подтверждении качества работ, которые выполняет фирма, их соответствие нормам безопасности.
Оформить сертификат на услуги по ремонту и обслуживанию авто выгодно по разным причинам, например:
- для подтверждения соответствия автосервиса требованиям выбранных стандартов или систем сертификации;
- повышения спроса на услуги, которые предоставляет фирма;
- привлечения внимания клиентов к автосервису, повышения их доверия к качеству ремонтов машин;
- заключения выгодных договоров с крупными предприятиями, автопарками;
- создания репутации на рынке РФ, завоевания лидерских позиций.
Получение сертификата соответствия СТО помогает решить различные маркетинговые задачи, продемонстрировать надежность, добросовестный и ответственный подход к выполнению принятых компанией обязательств перед клиентами.
Системы оценки соответствия автосервиса
Получить документ можно в любой добровольной системе, зарегистрированной в Росстандарте. Направлений, по которым проводится сертификация автосервиса, достаточно. Процедура может проходить по национальным профильным стандартам ГОСТ и в системе ИСО.
Предприниматель может выбрать любой стандарт, на соответствие которому будет проходить сертификационная проверка, например:
- ГОСТ 21624-81, 20334-81 – по данным стандартам можно проверить состояние системы ремонтов и тех. обслуживания автомобильного транспорта.
- ГОСТ 31304-2005 – контроль качества услуг СТО.
Также предприниматели могут проводить сертификационные процедуры в системе ИСО, что предполагает внедрение системы менеджмента в организации. В ходе сертификации проверяется ее соответствие принципам конкретного стандарта ИСО. Чаще всего – это ИСО 9001.
Добровольная сертификация автосервиса
Сертификационные мероприятия предполагают комплексную аудиторскую проверку деятельности представителями органа по сертификации с соответствующей аккредитацией.
В ходе сертификационных процедур проверяют:
- Состояние внутренних документов организации. Если требуется – в действующую документацию вносятся изменения или выполняется разработка недостающей.
- Квалификация сотрудников СТО – наличие опыта, необходимых знаний у автомехаников.
- Наличие эффективного оборудования, инструментов, материалов, запчастей, позволяющих качественно оказывать услуги, их состояние, соответствие требованиям качества и безопасности.
- Наличие измерительных приборов для диагностики авто, точность и достоверность их показаний, прохождение периодической поверки.
- Состояние помещений, необходимых для ремонтных, диагностических работ, тех. обслуживания, соблюдение противопожарных норм, санитарно-гигиенических требований.
- Удовлетворенность клиентов обслуживанием и ремонтом авто (на основании отзывов), отсутствие жалоб и претензий к качеству сервиса.
- Проверка выполнения обязательств по договорам и т.д.
Сертификация СТО считается проведенной успешно, если результаты проверок положительные, что должно быть отражено документально (в актах, протоколах и т.д.)
Документация для получения сертификата СТО
Для аудиторской проверки необходимо направить заявку в аккредитованный орган и подготовить:
- копии учредительной документации фирмы, подтверждающей законную деятельность;
- сведения о видах деятельности и услугах, предоставляемой организацией;
- данные о сотрудниках (штатное расписание) с документами, подтверждающими квалификацию, профильное образование;
- документальное подтверждение права собственности на помещения или договор аренды;
- сведения об оборудовании, технике, инструментах, используемых в работе, сертификаты, декларации, подтверждающие их безопасность.
Полный перечень документов, необходимых для сертификационных процедур, определяется во время консультации.
Порядок оформления сертификата на услуги автосервиса
Процедура проводится в следующем порядке:
- Аудит документов компании.
- Аудиторская проверка деятельности.
- Разработка и внедрение необходимых мероприятий, документов, внесение корректировок – при необходимости.
- Обучение персонала фирмы требованиям внедряемых стандартов.
- Оценка результатов аудита, оформление акта с результатами проверки.
По итогам оценочных мероприятий сертификационный орган принимает решение о выдаче сертификата. Оценочные мероприятия проведены успешно, если проверяемые параметры соответствуют установленным стандартами требованиям.
Заявителю выдается сертификат, сведения о котором отражаются во внутреннем реестре системы сертификации. Срок действия документа не превышает 3 года. При этом ежегодно орган, выдавший его, проводит инспекционный контроль.
При обнаружении несоответствий деятельности СТО требованиям стандарта, ухудшении качества сервиса документ может быть аннулирован.
Чтобы избежать потери времени и средств из-за ошибок и отказа в выдаче сертификата, можно делегировать процедуру специалистам сертификационного центра.
Стоимость рассчитывается в зависимости от объема проверок. Чтобы узнать сроки и цену оформления документа, свяжитесь с экспертами центра удобным способом. Консультации бесплатные, направляйте заявки.