Система сертификации в нашей стране на текущий момент устроена так, что человеку несведущему разобраться в ней практически невозможно. Мало того, понять, куда можно обратиться, чтобы тебе понятно все объяснили, законно оформили и не ободрали как липку, тоже очень непросто.
Что мы имеем?
- Орган по сертификации и работающие в нем эксперты не имеют права оказывать консультационные услуги. Т.е. образование, опыт и знания эксперта нужны только для проверки пакета документов заявителя, а разбираться во всех тонкостях сертификации нужно как-то самим.
- Ответственность за качество продукции, достоверность испытаний и правильность оформления документа в большинстве случаев лежит на заявителе, т.е. изготовителе или импортере продукции.
- Разобраться самостоятельно во всем многообразии действующих правил и требований, будучи технологом, инженером или просто секретарем, практически невозможно. А штрафы за недостоверное декларирование установлены значительные (от 100 тыс. руб.).
- На рынке сертификации представлено большое количество центров сертификации, очень убедительно пишущих о своей компетентности и законности оформления. Да еще дешево и быстро, ну как тут устоять?
Как победить в этой неравной борьбе?
- Не ленитесь проверить, что же вам написал специалист по сертификации, – на какой регламент сослался, какой сертификат предложил, как аргументировал количество испытаний. Грамотному специалисту не составит труда объяснить вам необходимость того или иного документа. А недобросовестные центры грамотных специалистов не имеют, т.к. обучать их нерентабельно.
- Не стесняйтесь просить аттестаты аккредитации или ссылки на официальные реестры (т.к. бумажных аттестатов сейчас не выдают). У специалистов добросовестных центров это все под рукой.
- Не удивляйтесь, что цены в разных центрах отличаются. Любой орган по сертификации, хоть и имеет государственную аккредитацию, но является коммерческой организацией. При этом работы по настоящей сертификации (а не выдаче «бумажки») не могут стоить дешево – сама аккредитация органа стоит дорого (а лаборатории еще дороже), а еще работа высококвалифицированных специалистов, испытаний образцов и т.д.
- Не бойтесь отправлять образцы напрямую в лабораторию. Так у вас останется накладная на отправку. А специалист центра поможет разобраться с необходимыми показателями и заполнить заявку.
И напоследок. Периодически появляются передачи, обвиняющие работников области сертификации во всех некачественных товарах на рынке. Однако тут стоит сразу уточнить, кто и за что отвечает. Буквально пара примеров:
- разрешительные документы (назовем их все «сертификатами») оформляются на ту компанию, которая подает документы. Если по факту производителем является другое лицо, которое просто пользуется чужими документами, – это не ответственность органа по сертификации;
- если в нормативах (техрегламентах) не установлены требования к продукции (например, что нельзя проглатывать сильные магниты – кстати, скорее всего, производители детских игрушек вообще ничего проглатывать не рекомендуют), то и проверить их невозможно, как и отказать в сертификации. Разработка уместных и достаточных нормативов – это не ответственность органа по сертификации.
Тем не менее, проблемы в области сертификации определенно есть. Самая основная – выдача документов без фактической проверки безопасности продукции. Государственные структуры (Росаккредитация, Роспотребнадзор, Таможенная служба) активно включились в борьбу с недобросовестными органами и заявителями. Но это процесс не мгновенный, а сертифицировать продукцию нужно уже сейчас. Будьте грамотными! Документ в надежной компании всегда обходится дешевле разбирательств и штрафов.