Дата обновления статьи 30 октября 2024
Хотя созданное визуальное представление о продукции стимулирует сбыт, нередко оно выступает стимулом для подражания конкурентами, особенно в случае, если ассортимент востребован на потребительском рынке. Понравившееся содержимое «чужого» контента совместно с авторским замыслом становится объектом для дублирования без вложений и затраченного времени на создание. Депонирование карточки товара с фиксацией даты приоритета – действенный способ, обеспечивающий правовую охрану разработки и защиту воплощенного творческого потенциала создателя от несанкционированного копирования плагиаторами.
Карточки товара как объект авторского права
Созданная карточка формирует первое впечатление о товаре у потенциального потребителя и выступает «визиткой» при онлайн-торговле. Преследующие собственные цели маркетплейсы, касающиеся роста товарооборота и ускорения сбыта, не заинтересованы в пресечении действий плагиаторов, поэтому создатели вынуждены заботиться о защите контента самостоятельно. В правовом ракурсе карточки товара относятся к охраняемым авторским правом объектам, включая отдельные элементы (ст. 1259 ГК РФ):
- фотографии, видео и аудиовизуальные изображения;
- текстовые фрагменты, созданные с креативом;
- графические материалы, демонстрирующие наглядно неповторимые характеристики продукции.
Внимание! В отличие от обязательной регистрации патентов и товарных знаков авторские права не нуждаются в регистрационных действиях и прочих формальностях. Автором признается гражданин, заявивший о создании творения либо его отдельного фрагмента первым, а полномочия по оспариванию передаются оппонентам (ст. 1257 ГК РФ).
Для защиты карточек товара разработчику необходимо и достаточно доказать первенство создания. Доказательственные функции выполняет депонирование, подтверждаемое вручаемым официальным документом с указанием имени создателя, даты передачи в хранилище и присвоенного уникального кода. Предоставление места в ячейке объектам творческого труда аналогично камере хранения, обеспечивающей сохранность сданного имущества до востребования.
Значимость полученного охранного статуса
Ценность представленного карточкой товара не влияет на его охраноспособность, как и содержимое в виде одного иллюстрированного изображения на плоскости или объемно-пространственного формата, сопровождаемого текстом. Хотя депонирование не приравнивается к авторству, полученное свидетельство является веским доводом в пользу создателя, признаваемое судами при возникновении споров. Охранный статус объекта препятствует:
- размещению сведений лицами, не вложившими ни творческих усилий, ни финансовых расходов в разработку;
- дезинформации потребителей в отношении реализуемого через маркетплейсы ассортимента, его производителя и официального дилера путем заимствования контента;
- реализации подделок под именами известных брендов с сопутствующими потерями имиджа истинными владельцами из-за несанкционированного копирования;
- недобросовестной конкуренции, спровоцированной снижением цен плагиаторами, не несущими издержек по созданию контента.
Справка! Депонирование целесообразно перед размещением информации о товаре на посреднических платформах. Ведь селлер, имеющий доказательства авторства, вправе запрещать копирование сторонним лицам и принимать меры воздействия при выявлении нарушений исключительных прав, включая требование компенсационных выплат, составляющих в рублевом эквиваленте до пятимиллионной отметки (ст. 1301 ГК РФ).
Предъявленное свидетельство о депонировании администрации маркетплейса обязывает платформу к осуществлению правового режима, недопущению безнаказанного заимствования даже с минимальными отклонениями от оригинала и привлечению к ответственности нарушителей за несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности. При игнорировании направленной претензии для восстановления нарушенных прав владелец может обратиться в суд.
Алгоритм процедуры депонирования карточек
Для депонирования авторских прав созданы негосударственные общества, осуществляющие легитимную деятельность (ст. 1242 ГК РФ). Передать на хранение путем архивирования ячейки можно как комплексную разработку, так и составляющие элементы, используемые при оформлении товарных карточек. Для получения свидетельства претенденту нужно направить авторскому обществу:
- заявление с указанием имени автора и передаваемого содержимого на хранение;
- регистрационную и учредительную документацию для идентификации заявителя;
- экземпляр произведения, а в случае передачи товарной карточки фото или видео, инфографику или текстовое описание;
- квитанцию об уплате госпошлины за совершение регистрационных действий.
Рекомендация! В целях экономии каждую фотографию или описание депонировать не нужно. Однотипные элементы целесообразно архивировать одним файлом в виде фотоальбома или сборника текстов. Направить материалы наряду с бумажными носителями можно в электронном (цифровом) формате.
Для усиления защитного механизма правообладатель может зарегистрировать товарный знак или оформить патент на дизайн. Полученные охранные документы на интеллектуальную собственность вместе с защитой от безнаказанного копирования позволят занять привилегированное положение реализуемому товарному ассортименту и сотрудничающему с маркеплейсами селлеру.
Появились вопросы? Бесплатно проконсультировать и защитить созданную работу помогут в центр “Петербург Сертификация”.